Лыжный поход по хребту Ергаки в 2015 году

Дневник похода

День 3 (24.02.2015). Через озеро в каньон

Долина р. Средняя Буйба, оз. Б. Буйбинское, Прямой Тайгиш

Отметка на начало движения: 1230 м

Общий набор высоты: 150 м

Общий сброс высоты: 150 м

Пройденное расстояние: 10 км

Ходовое время: 5 ч 35 мин

Погода: -22 С, облачно с небольшими осадками

Утром начал идти снег. Буранку не замело, но идти было не очень приятно: как только встаешь на привал, рюкзак сразу покрывается снегом, который потом тает на спине. Ночевка была на левом берегу Средней Буйбы, а ко второму переходу мы уже перебрались на правую сторону. Все дело в несистемности следов буранки: ехали, кто как хочет, и петляли с берега на берег. Мы выбирали наиболее жирную, наезженную буранку. Одна из таких, на правом берегу (по ходу движения левый) набрала пару десятков метров по склону, и мы всерьез начали думать: не уведет ли она на озеро Безрыбное? Хребты и крупные объекты были скрыты в облачном тумане со снегом, что затрудняло ориентирование. Решили, что пока тропа круто не повернет, все нормально.

На Средней Буйбе

Через некоторое время вышли на открытую площадку, а погода прояснилась. Впереди открылся «перевал» - дорога к озерам Безрыбным, а направо уходила наша долина Средней Буйбы. Через пару ходок, мы пересекли большие луга, и вышли к озеру Большому Буйбинскому. Сразу за лугами располагается земляной вал, который обходится справа (есть хорошая наезженная буранка). Эта буранка выводит прямо к озеру.

На озере нас ждали пара рыбаков, которые развели костер прямо на льду. По их словам толщина льда составляет 1,5 м, и по озеру на снегоходах рассекают, как хотят, но, несмотря на это, идти первым было страшновато. Особенно, когда, проходя мимо рыбаков, промочил лыжи от воды, натекшей из лунок (тогда об этом не знал, а у страха глаза велики). Тем не менее, потерев свою лыжу о лыжу Ромы, двинулся тропить дальше, держась следа снегохода. За 40 минут мы пересекли озеро вдоль, и встали на обед. Поднявшийся ветер не давал долго рассиживаться, и быстро собравшись, мы ушли с озера. Если до озера мы могли рассчитывать на лыжню москвичей или на лихую буранку, то от озера приходилось полагаться только на свои силы. Первые шаги тропления показались не такими уж и тяжелыми – тропили все по очереди.

Пересекаем озеро Большое Буйбинское

Спуск к каньону был не таким сложным – по ручью, обходя нагромождения камней, мы небыстро спускались все ниже. Когда же ручей (Прямой Тайгиш) стал прижиматься к левому борту долины, общий характер долины стал напоминать каньон. По имевшимся описаниям – каньон проходится по полкам правого берега, только где вход на полки – не известно. Мы решили, что пропустили заход на полки, и решили набрать высоты по правому склону. Так мы вышли к курумам, на которых сверху на нас смотрел голубой ледопад. Здесь, после безрезультатной разведки, Никита сломал лыжу. Как у него это получилось – окутано тайной, одни только предположения. Стало ясно, что далеко мы не уйдем, и было до боли обидно, что поход может так вот на 3-й день накрыться. Ремонт и вся эпопея с лыжей в походе описана в этой статье.

Начало спуска по Прямому Тайгишу. Вдали каньон

Около 15:00 мы встали на площадке недалеко от тех ледопадов, и я с Ромой отправился искать вперед по долине возможность пройти каньон. К 16:10 мы уже были в лагере. Оказалось, что если пройти вперед по правой стороне, то упираешься в крупный курум, по которому, изменив направление можно спуститься на пологую часть долины. В целом, есть возможность спуститься и по самой реке в узком месте, но есть риск попасть на незамерзшую реку или подрезать правый склон.

Бивак в каньоне

День 4 (25.02.2015). Спуск к крестам

Долина р. Прямой Тайгиш, каньон, Кресты, р. Левый Тайгиш

Отметка на начало дня: 1230 м

Общий сброс высоты: 190 м

Пройденное расстояние: 5 км

Ходовое время: 6 ч 40 мин

Погода: -17 С, утром ясно, вечером облачно с осадками

Ночью задул сильный ветер, не унимавшийся к обеду. В каньоне, как в аэродинамической трубе – если не держишь легкие вещи, то они улетят. Спуск в каньоне мы провели по описанной ранее схеме, и продолжили спускаться по руслу ручья, постепенно выходя на правый берег. Поясню: каньона в Прямом Тайгише два: первый в месте, где левый крутой склон подпирает реку – самый сложный участок (горлышко бутылки), и второй – через 600 метров после расширения горлышка (места, где левый крутой склон отходит от реки). Первый пройти сложно, но реально, надо только не набирать слишком много, т.к. по куруму спуск не самый приятный. Второй проходится еще легче – правый берег широкий, поросший лесом курум. Оба каньона схожи тем, что на их протяжении Прямой Тайгиш резко теряет высоту. После первого каньона река была сплошь усеяна промоинами.

Спускаемся на выполаживание к Прямому Тайгишу

При пересечении реки после второго каньона Антон, провалившись, промочил лыжу, и это стало хорошим поводом сделать обед. Антоном был отмечен факт, что очень радует использование в клубе бахил с резиновыми калошами, иначе ноги были бы сырыми. На костре весь обед сушилась лыжа, и после обеда мы не переходили больше реку, а пытались траверсировать правый склон, в надежде выйти без потери высоты в Левый Тайгиш. Сделать это не удалось, и траверс со спуском вывели нас к реке. Она была полностью замерзшая, и налево уходила почти прямым каналом. Пройдя немного по ней, мы вышли к стрелке рек. Наша река втекала в более крупную и широкую реку, текущую с запада. Судя по характеру берегов и наличию течения я предположил, что это или Прямой Тайгиш или старица Левого Тайгиша (последнее оказалось верным предположением, важно, что старица на картах не указана, см. снимки со спутника). В любом случае, определить направление движения было не сложно: расположение хребтов и положение солнца указывало, что надо идти вверх по течению реки, на которую привела нас старица. Это означало, что «кресты» мы прошли.

Идем по страрице Левого Тайгиша

Погода резко ухудшилась, небо заволокло тучами и начал идти крупный снег. Дальше двигались вдоль Левого Тайгиша по правому берегу. Пройдя несколько сотен метров после крупного лавинного выноса с противоположного (левого) берега, мы встали на бивуак в 16:30.