Лыжный поход по хребту Ергаки в 2015 году

Дневник похода

День 11 (04.02.2015). Киты летают высоко

Долина р. Большой Кебеж

Отметка на начало дня: 1220 м

Общий набор высоты: 240 м

Пройденное расстояние: 1,85 км

Ходовое время: 3 ч 10 мин

Погода: -10 С, пасмурно, усиливающийся снег

Утром погода не радовала: от вчерашнего неба остались только воспоминания. Сборы сегодня были на уровне вчерашних показателей, и вскоре мы, поочередно тропя, шли к перевалу. Сложность вызывали крутые подъемы на полки в лесной зоне. Подобный характер подъема наблюдался от слияния ручьев на протяжении полукилометра. Несмотря на лесную зону сквозь снег угадывался крупный курум, поросший лесом. Справа от нас в просветах проглядывал Кит, смотрящий в сторону перевала Красноярцев.

К 11:00 мы были недалеко от подъема под перевал, и было два варианта: идти перевал или ждать завтрашнего дня, а сегодня протропить лыжню под перевал. Первый вариант был сопряжен с риском не спуститься в зону леса с перевала, так как спуск с перевала – пологий склон около полутора километров, а там часто посещаемая туристами стоянка у озера Радужного, возможно без дров. Учитывая наш темп движения, эта перспектива была вполне вероятной. Второй вариант – риск из-за того, что за потерянное время выпадет снега столько, что прохождение перевала станет невозможным ввиду большой лавиноопасности. Понимая, что проходить перевал во второй половине дня – признак «дурного тона», я принял решение штурмовать перевал завтра, организовав сегодня тропление лыжни под перевал.

АПЛ Кит на страже Ергак

Почти на краю зоны леса, под раскидистым кедром, вскоре был организован бивуак. Палатка стояла, печь топилась, дрова заготовлены и мужики всей толпой пошли тропить назавтра под перевал, а женщины были оставлены в лагере для дозаготовки дров и наведения порядка.

Смотрим на перевал Красноярцев

К перевалу подошли левее, обходя откровенно лавиноопасный подъем «в лоб» по незаросшему склону. Под перевал подошли за 1 час без рюкзаков, и, осмотрев его и сфотографировавшись, мы спустились к лагерю за 7 минут. Времени было достаточно, и для развлечения я выкопал яму до земли (1,8м), куда мы ради забавы спускали девушек, этакий бесплатный аттракцион. Снег вечером перестал идти, и с надеждой на хорошую погоду мы легли спать.

Прощание на ночь

День 12 (05.03.2015). Красноярцев завален

Перевал Красноярцев, долина р. М. Буйба

Отметка на начало дня: 1460 м

Общий набор высоты: 240 м

Общий сброс высоты: 380 м

Пройденное расстояние: 6,3 км

Ходовое время: 6 ч 10 мин

Погода: -10 С, сильный снег, облачность, к обеду прояснилось

Ночью перед моим дежурством (середина ночи) начался снегопад. Опять душ в палатке, опять чистили снег ночью с тента – уже не привыкать. По срезу снега на яме было видно, что выпало снега добрые 20-30 см. Но отступать некуда – через перевал самый короткий и самый простой путь к цивилизации. Накануне мы определили, что на перевал есть относительно безопасный путь подъема с минимумом лавиноопасных участков.

Перед перевальным взлетом перевала Красноярцев

За два часа поднялись под перевал. Снег не желал прекращаться. Тропежка по целине доходила до середины бедра, поэтому двигались мы очень медленно. Изначальный план подъема был перечеркнут ночным снегопадом, так как все якоря на склоне, по которому предполагали идти, были завалены снегом. Решили пройти вдоль камней слева, в самой пологой части склона.

Ровно посредине склона случилось одно происшествие. Группе необходимо было накопиться между двух камней, Антон подошел слишком близко к камню (а камень был размером с одноэтажный дом) и, будучи в лыжах, провалился по шею. Все сразу бросились фотографировать этот замечательный момент, лишь один Никита (наверное, потому что был без фотоаппарата), сняв рюкзак, пришел Антону на помощь быстрее всех. В тот момент Рома проходил опасный участок, и мне удалось только сунуть спасателю лопату (вторая была у Антона). Сложность ситуации была в том, что подойти к Антону, не завалив его, мог только один человек. И когда мы вытащили его рюкзак, то уже двумя лопатами Антон с Никитой быстро откапали лыжи, и наш главный фотограф был вызволен из снежного плена.

Антон провалился

Через полчаса вся группа уже была на безопасном участке подъема, а в 12:20 вся группа поднялась на сам перевал под громаду головы Спящего Саяна. Перевал можно было считать пройденным.

Панорама Спящего Саяна

Решив отпраздновать взятие перевала обедом, мы все приготовили для него и сразу заметили приближающихся с подъема на перевал людей. Ошибки быть не могло – группа Артема Плинатуса из Москвы догнала нас прямо на перевале. Они рассказали про нашу лыжню, про ступени на НКТ, про последние пару дней, которые пробежали по нашей лыжне, про яму у лагеря, в которую кто-то из них свалился. Так в разговорах с ними пролетел час. Мы обменялись записками с перевала Красноярцев и, попрощавшись, остались обедать, а они ушли вниз к озеру Радужному. Во время обеда за перевалом со стороны Большого Кебежа ухнула лавина, и нам оставалось только гадать, где же она сошла, и о том, какой же был риск попасть в нее.

Встреча групп на перевале Красноярцев

Когда шли до озера, над нами возвышался «Висячий камень» - еще одно маленькое чудо Ергак. Через час после выхода мы вновь встретили группу из Бауманки в маленькой роще у Радужного, где они обедали на костре. Пожелав им удачи, мы отправились тропить по буранке в сторону баз. Достаточно быстро мы спустились до цивилизации, и ушли в лес на крайнюю ночевку в походе. К вечеру распогодилось, но тент мы натянули.