Самодельный мультигрип

Что такое мультигрип на туристических лыжах?

Как только люди придумали лыжи, сразу стали придумывать, как же так сделать, чтобы они и скользили хорошо, и не скатывались, когда не надо. Так, параллельно с прогрессом, появлялись и оставались на века различные ухищрения для уменьшения скользящих свойств лыж. Появились камуса, лыжные мази, мультигрип и тормозилки, которых бесчисленное количество вариаций. Каждый уважающий себя турист хоть раз, но занимался вопросом выбора тормозящих устройств. При этом у каждого способа есть свои сторонники и противники, также как каждый вариант тормозящего устройства имеет свои достоинства и недостатки.

Камус - накладка на скользящую поверхность лыжи с ворсом, "зачесанным" в одну сторону - одно из самых древних решений проблемы. Но его перед каждым подъемом приходится надевать, а перед спуском - снимать, так как на спуске он тоже окажет небольшое тормозящее воздействие, и к тому же при интенсивном использовании на спуске может быстро прийти в негодность. Мази, обматывание веревкой (репом), установка съемных тормозилок занимают также занимают некоторое время, а для туриста время имеет большое значение.

Так повелось, что в нашем клубе НГК наибольшее распространение получил мультигрип (насечки на скользящей поверхности лыжи).общий вид лыж с мультигрипом Его нарезают на подобранных для походов горных лыжах. Его сильными сторонами являются интегрированность и долговечность. К слабым сторонам можно отнести скромную, по сравнению с другими способами, эффективность и время производства. Эффективность мультигрипа зависит от следующих факторов (в порядке убывания): общая площадь насечек, аккуратность исполнения, форма насечек.

Разберем сильные и слабые стороны этого устройства. Интегрированность мультигрипа - его неоспоримое преимущество для условий, когда нет возможности подготавливать каждый день устройства для торможения. Экономя время в походе, ты экономишь силы. Нарезанный на пластиковом скользяке мультигрип сотрется только вместе с самой лыжей. Ему не страшны продолжительные спуски по снегу, а спуски по камням на лыжах только увеличивают его эффективность в обе стороны. Противовесом данных положительных качеств является его малая эффективность по сравнению с прочими устройствами. Получается, что при переделке горных лыж самодельный мультигрип становится базовым тормозящим устройством, достаточным для походов. Он идеален для передвижения в условиях долины, когда не требуется идти в крутой подъем, а так же в условиях постоянного чередования спуск/подъем. Не тормозит на спуске и не требует установки перед каждым подъемом. Интегрированный мультигрип не исключает использование других тормозящих устройств (кроме мазей) для повышения эффективности при планируемых долгих подъемах.

Производство мультигрипа в домашних условиях

Что необходимо для производства:

  • лыжи
  • полукруглая стамеска 8-12 мм
  • канцелярский нож
  • линейка/рулетка и карандаш/маркер

Сначала, необходимо разметить основу для мультигрипа. Общая длина мультигрипа должна составлять от 1/3 до 2/3 длины лыж, а середина этого участка находиться в районе пятки ноги, т.к. это центр давления ногой на лыжу, и от него, к краям величина давления лыжи на снег спадает. А вместе с падением величины давления уменьшается эффективность мультигрипа. Если крепления на лыжи еще не установлены, то возьмите по общему принципу: найдите центр тяжести лыжи, вывесив ее на пальце и, отложив 12-17 см от этого места к пятке лыжи, получите середину области насечек. Теперь можно размечать скользяк поперечными полосками через 1см во всей области мультигрипа. Получиться должна лыжа «в полоску».

Процесс нарезания Когда все размечено, приступайте к нарезанию насечек стамеской. Резать стамеской нужно в направлении к носку лыжи, иначе получите нежелательный эффект, и лыжа будет окончательно испорчена. При этом процессе не следует торопиться и прикладывать чрезмерные усилия – делайте не спеша, аккуратно, пока не отточите все движения. Стамеска должна входить под небольшим углом у одной линии, и остановиться у другой, таким образом длина насечки получится 1см. Прорезать в глубину нужно до того момента, пока не достигните подстилающего скользяк слоя. Толщина прорезаемого слоя пластикового скользяка 1-1,5мм. Под ним, в зависимости от конструкции лыж, подстилающий скользяк слой может быть представлен деревом, пластиком или металлом. Прорезать подстилающий слой нежелательно. Вначале будет не получаться, но 3-4 ряду вы выработаете нужный наклон стамески и усилие на нее.

Форма насечек Основные ошибки: глубоко прорезан слой скользяка, вовремя не остановлена стамеска. Последнее чревато тем, что стамеска, сорвавшись из своей насечки, испортит другие, которые окажутся на ее пути. Насечки в каждом ряду лучше смещать относительно предыдущего ряда на половину ширины насечки, получая шахматный рисунок. Нарезав 1-2 ряда стамеской, срежьте стружку у основания канцелярским ножом по линии. Отрезать лучше таким образом, чтобы получался в сечении зубчик пилы. Для этого нож нужно держать не перпендикулярно, а наклонив на 10-15 в сторону пятки, прорезая в сторону носка. Разрез поперечный лыжи Не забывайте следить за собой, и ко второй лыже вы достигните уровня полузаводского качества. А ко второй паре будете резать не хуже автора :-)